Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимый заблаговременно и направленный на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Комплекс мер по П.ЧС природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. П.ЧС как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области П.ЧС; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путём планирования и выполнения соответствующих мероприятий.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ НЕКОТОРЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Ликвидация последствий землетрясений

 Из чрезвычайных ситуаций природного характера наибольшую опасность в силу своей непредсказуемости и огромной разрушительной силы представляют землетрясения. Основными требованиями к организации работ при ликвидации последствий землетрясений являются: сосредоточение основных усилий на спасении людей, организация и проведение спасательных работ в кратчайшие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших и защиту населения в опасной зоне; оперативность реагирования на изменения в обстановке. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий землетрясений включают: поиск пострадавших; деблокирование пострадавших из завалов строительных конструкций разрушенных зданий и сооружений; оказание пострадавшим первой медицинской помощи и первой доврачебной помощи; эвакуацию пострадавших из опасных зон на пункты сбора пострадавших или в медицинские пункты; эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы. Неотложные работы при ликвидации последствий землетрясения состоят: в оборудовании и расчистке путей движения в зоне разрушений; в обрушении (укреплении) конструкций, угрожающих обрушением; в локализации и тушении пожаров, локализации источников заражения аварийно - химически опасными веществами и радиоактивного загрязнения; в локализации повреждений на коммунально - энергетических сетях и гидротехнических сооружениях, которые могут стать вторичными источниками поражения; в проведении первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения и противоэпидемических мероприятий. Аварийно-спасательные работы при землетрясениях должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При подобных чрезвычайных ситуациях особо важно, чтобы мероприятия первой медицинской помощи могли выполнять спасатели, санинструкторы и врачи спасательных подразделений непосредственно на месте получения пострадавшими травм. Самое серьезное внимание органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны уделять организации охраны общественного порядка и пресечению проявления мародерства в зоне землетрясения.

Ликвидация последствий наводнений

Основным способом защиты людей от поражающих факторов наводнения является эвакуация населения из затапливаемых районов и размещение их в не затапливаемой зоне. Специфическими при ликвидации последствий наводнений и катастрофических затоплений неотложными работами являются: укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов; сооружение водоотводных каналов; ликвидация заторов и зажоров на реках; оборудование причалов для спасательных средств; зашита и восстановление дорожных сооружений; восстановление энергоснабжения; недопущение распространения инфекционных болезней, проведение противоэпидемических мероприятий; Тщательный контроль при проведении работ должен устанавливаться за соблюдением мер безопасности прежде всего самими спасателями и за наличием в постоянной готовности резервных поисково-спасательных групп.

Тушение лесных и торфяных пожаров

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включающие в себя противопожарное обустройство лесов, а так же разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, органы управления территориальных подсистем РСЧС и их звеньев ежегодно перед наступлением пожароопасного сезона должна организовывать проверку готовности органов лесного хозяйства и их служб, принимать участие в разработке и организации выполнения планов тушения лесных пожаров. В случае возникновения или угрозе возникновения ЧС возникших вследствие лесных и торфяных пожаров на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются следующие задачи: организация работы по привлечению добровольных пожарных и волонтеров для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах; обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ограничение в пределах своих полномочий пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.

Ликвидация последствий радиационных аварий

Радиационные аварии и катастрофы по тяжести поражения, масштабам и долговременности действия поражающих факторов представляют наибольшую опасность среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного и ядерного характера сохраняется в большинстве субъектов Российской Федерации, на территориях которых имеются различные ядерно и радиационно опасные объекты, в том числе: атомные электростанции, промышленные и исследовательские ядерные установки, стоящие у причалов выведенные из эксплуатации атомные подводные лодки и гражданские суда с ядерными реакторами и отработавшим ядерным топливом. Опасность также представляет транспортировка ядерных материалов и радиоактивных веществ по территории страны. В развитии радиационных аварий различают четыре возможные фазы, каждой из которых соответствуют свои способы и методы противодействия возникшей опасности: начальная фаза аварии (обычно быстротечная); ранняя фаза аварии или фаза «острого» облучения (при разовом выбросе радиоактивности принимается равной одним суткам); промежуточная фаза аварии (при разовом выбросе радиоактивности принимается равной 7-10 суткам); поздняя фаза или фаза восстановления (продолжается от нескольких недель до нескольких лет). Каждая фаза аварии имеет свои особенности и ликвидация последствий аварии строится с учетом этих особенностей. Основные задачи по ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной радиационной аварией, на всех стадиях ее развития решаются при участии специалистов Роспотребнадзора, ФМБА России на подконтрольных им объектах и территориях, Росатома и Ростехнадзора, а так же подразделений радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России и соблюдении особых мер безопасности. Трудоемкой, но эффективной мерой радиационной зашиты является дезактивация, методы которой достаточно разнообразны и зависят от объектов дезактивации (открытые территории, дороги и площадки с твердым покрытием, участки лесокустарниковой растительности, здания и сооружения и т.п.). Вне зависимости от того, что ликвидация последствий радиационных аварий проводится специалистами ядерного профиля, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям должны знать потенциально радиационно опасные объекты на территории, степень их опасности, иметь прогноз возможных последствий аварий на этих объектах и с учетом содержания планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривать мероприятия по защите населения. При возникновении радиационной аварии принимаются меры по эвакуации населения из опасной зоны и привлекаются необходимые силы и средства РСЧС для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий.

Ликвидация последствий химических аварий

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует более 3,5 тысяч химически опасных объектов. Территории свыше 140 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом относятся к зонам повышенной химической опасности. Масштабы и возможные последствия химических аварий могут потребовать участия в их ликвидации не только персонала и газоспасательных подразделений аварийного объекта, но и значительных сил территориальной подсистемы РСЧС, а также подразделений радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России и спасательных центров МЧС России. Их основные усилия направляются на оказание немедленной медицинской помощи пораженным, эвакуацию их на незараженную местность и обеззараживание проливов химических веществ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные органы МЧС России, руководители организаций должны при необходимости организовать выдачу персоналу объектов экономики и населению средств индивидуальной защиты и принимать меры по подготовке защитных сооружений ГО к приему находящихся в зоне химического заражения людей. Очаги химического заражения считаются ликвидированными, когда пребывание в них людей без средств защиты становится безопасным. Очень важно обеспечить условия, чтобы после завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ, особенно при ликвидации чрезвычайных ситуаций химического характера ограниченного масштаба, среди контингента, задействованного в работах, не возникало настроения благодушия и попыток уклонения от проведения мероприятий по специальной обработке техники и личного состава формирований. Поэтому обязанностью органов управления всех уровней является непрерывный контроль соблюдения спасателями, персоналом объектов экономики и населением мер безопасности.

Участие органов управления и сил РСЧС в ликвидации последствий террористических актов

Террористические акции могут проявляться в осуществлении террористами взрывов и опасных нарушений технологических процессов на радиационно и химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в жилых и общественных зданиях и т.п., что может привести к разрушениям, массовым пожарам, радиоактивному загрязнению, химическому заражению, затоплению местности, возникновению эпидемий и эпифитотий. Для органов управления и сил РСЧС в наибольшей степени свойственны задачи, решаемые на стадии ликвидации последствий террористических актов. В соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» непосредственное управление контртеррористической операцией (осуществление специальных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также минимизацию последствий террористической акции) осуществляется оперативным штабом, возглавляемым представителем ФСБ России или МВД России (их территориального органа). Руководитель данного оперативного штаба определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения этой операции сил и средств и по другим вопросам. В области противодействия терроризму органы управления РСЧС и территориальные органы МЧС России взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, участвуют в уточнении перечня объектов и систем жизнеобеспечения, на которых вероятно проведение террористических актов, в прогнозировании возможных масштабов чрезвычайных ситуаций на них в случае совершения террористических актов, выработке мер по противодействию этим актам, в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляют меры по ликвидации последствий террористических актов.